Как правильно провести инвентаризацию нематериальных активов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно провести инвентаризацию нематериальных активов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.

Подготовка и оформление инвентаризационных описей.

До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.

Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:

Графа

Отражаемая информация

1

Порядковый номер

2

Наименование объекта нефинансовых активов

3

Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация)

4

Единица измерения

5

Оценочная стоимость объекта инвентаризации:

  • предназначенного для реализации;

  • при выявлении признаков возможного обесценения актива;

  • при выявлении излишков

6

Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации

7

Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6)

8

Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:

  • для объектов основных средств – «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»;

  • для материальных запасов – «в запасе (для использования)», «в запасе (на хранении)», «ненадлежащего качества», «поврежден», «истек срок хранения»;

  • для объектов незавершенного строительства – «строительство (приобретение) ведется», «объект законсервирован», «строительство объекта приостановлено без консервации», «передается в собственность иному публично-правовому образованию».

Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду

9

Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например:

  • для объектов основных средств – «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация»;

  • для материальных запасов – «использовать», «продолжить хранение», «ремонт»;

  • для объектов незавершенного строительства – «завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения)», «консервация объекта незавершенного строительства», «приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства», «передача объекта незавершенного строительства другим субъектам хозяйственной деятельности»

10

Номер (код) счета бухгалтерского учета

11

Количество объектов по данным бухгалтерского учета

12

Балансовая стоимость (сумм) объекта учета

13

Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

14

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

15

Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета

16

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5)

17

Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета

18

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

19

Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:

  • об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, – количество объектов учета, выбывших в пределах норм естественной убыли;

  • о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации; и др.

Но даже при том, что у них нет материальной формы, они все так же подлежат бухгалтерскому учету, итоги которой сохраняются в специальных документах. Разумеется, проверять фактическое наличие обычной сверкой невозможно. Ведь их в физическом мире и нет. Но допустимо выявлять документные основания для их использования, корректность оформления, правильность приема или передачи, возможность реализации в определенный срок и на конкретном географическом участке.

Причем зачастую количество таких объектов вполне способно даже превосходить остальные, соответственно, проверка становится затяжной процедурой. И провести ее без соответствующих знаний, а также подходящего программного обеспечения – крайне затруднительно.

Читайте также:  Медсправку отменили, права подорожали — 7 важных изменений в 2023 году

Когда проводится инвентаризация финансовых активов

Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.

По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:

  • смена материально ответственного лица;
  • факт хищения или порчи;
  • стихийное бедствие;
  • передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
  • реорганизация или ликвидация учреждения;
  • формирование годовой отчетности;
  • по порядку, указанному в учетной политике;
  • иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Учет прав пользования нематериальными активами

С 01.01.2021 вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н.

Действие Стандарта «Нематериальные активы» распространяется в том числе на права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Выдержка из документа: «Нематериальный актив — объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.»
п. 6 Стандарта НМА

В Едином плане счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), права в соответствии с лицензионными договорами (права пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами) либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»:

  • 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
  • 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
  • 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
  • 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

В целях отражения прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав на РИД) применяются следующие подстатьи Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ):

1. Для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (СПИ) — подстатьи (п.п. 11.5.2, 12.5.2 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н):

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования»;
  • 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

2. Для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования — подстатьи (п.п. 11.5.3, 12.5.3 Порядка № 209н):

  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».

Отметим, что кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на РИД, как прежде подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Издание приказа о проведении инвентаризации

Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:

  • дату начала и дату окончания инвентаризации;
  • место проведения инвентаризации;
  • участки и объекты, подлежащие проверке;
  • причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
  • состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
  • срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Инвентаризация нематериальных активов.

При инвентаризации нематериальных активов (НМА) комиссия проверяет:

  • наличие документов, подтверждающих права учреждения на их использование (патентов, свидетельств, договоров об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и т. п.);

  • правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете.

При выявлении недостач НМА, неучтенных НМА, объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), несоответствия критериям признания их активами оформляются отдельные инвентаризационные описи, которые заполняются с учетом следующих особенностей.

Текущая оценочная стоимость неучтенных НМА определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н. Сведения о такой стоимости, количестве и общей сумме неучтенных объектов отражаются в графах 5, 6, 7, 15, 16 инвентаризационной описи (ф. 0504087).

В отношении объектов НМА, имеющих признаки обесценения (снижения убытка от обесценения), информация может быть отражена на основании результатов проведенного теста на обесценение активов в инвентаризационной описи (ф. 0504087):

  • в графе 5 указывается справедливая стоимость объекта (определяется в соответствии с п. 54 – 56 СГС «Концептуальные основы»);

  • в графе 19 отражается информация о проведении теста на обес­ценение (снижение убытка от обесценения).

Поступление НМА в распоряжение учреждения необходимо оформить ф. 0504101 — акт о приеме-передачи объектов НФА. В новом ФСБУ разъясняется, что входит в нематериальные активы, — объект НФА, который используется в деятельности учреждения более 12 месяцев (п. 6 ФСБУ). Кроме того, в стандарте определен порядок признания объектов к учету.

При приобретении НМА за плату необходимо учитывать все сопутствующие затраты для формирования первоначальной стоимости объекта. К таковым затратам в бухучете следует относить:

  1. Фактическую стоимость объекта, то есть суммы, уплачиваемые правообладателю за отчуждение прав на результаты интеллектуальной собственности или же на средство индивидуализации.
  2. Затраты на консультационные или информационные услуги сторонних организаций, связанные с покупкой НМА.
  3. Регистрационные, пошлинные, патентные или иные виды сборов, платежи, которые напрямую связаны с приобретением нового НФА. Например, оплата домена при регистрации сайта в интернете.
  4. Вознаграждения, которые приобретатель уплачивает посредническим компаниям, участвующим в оформлении, продаже, перепродаже объектов.
  5. Иные виды затрат, которые несет приобретатель при получении НМА в собственность.

Все вышеперечисленные затраты следует собрать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нематериальные активы». Когда стоимость полностью сформирована, то есть учтены и зафиксированы все виды трат учреждения, связанные с покупкой, то с кредита счета 0 106 00 000 списываются все расходы в дебет счета 0 102 00 000 «НМА».

Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.

Читайте также:  Сроки оплаты больничного листа в 2023: максимум и минимум

Но даже при том, что у них нет материальной формы, они все так же подлежат бухгалтерскому учету, итоги которой сохраняются в специальных документах. Разумеется, проверять фактическое наличие обычной сверкой невозможно. Ведь их в физическом мире и нет. Но допустимо выявлять документные основания для их использования, корректность оформления, правильность приема или передачи, возможность реализации в определенный срок и на конкретном географическом участке.

Причем зачастую количество таких объектов вполне способно даже превосходить остальные, соответственно, проверка становится затяжной процедурой. И провести ее без соответствующих знаний, а также подходящего программного обеспечения – крайне затруднительно.

Какие данные проверяются?

В процессе проверки потребуется проконтролировать, соответствует ли актив понятию НМА. Активы нематериального характера должны иметь документальное подтверждение самого НМА и исключительных прав на него. В процессе инвентаризации подтверждается наличие патента, свидетельства авторского права или товарного знака, договора на приобретение исключительного права и прочие документы.

Одним из основных критериев отнесение актива к НМА является его исключительность, при определении которой необходимо учитывать:

  • При отсутствии исключительных прав объект не относится к НМА и затраты на его приобретение или создание относятся на расходы.
  • Требование относится к НМА, созданным после 2001 года.
  • Ранее условием отнесения актива к НМА выступало право, проистекающее из других видов договоров.

Выявленные в ходе проверки договоры на НМА до 2001 года с истекшим сроком действия договоров по передаче неисключительных объектов описание их включается в опись. По составленным материалам производится списание объектов с забалансового счета.

Проверка НМА на предмет обесценения. Пример

Предприятия часто инициируют инвентаризацию перед проведением переоценки НМА или группы активов. Основанием для переоценки служит несоответствие оценки активов реальной рыночной стоимости. После переоценки активы учитываются по справедливой стоимости. Переоценке подлежит первоначальная стоимость и начисленная амортизация НМА. В результате переоценки производится дооценка или уценка активов.

Возможность проведения переоценки утверждается в учетной политике. Предприятия, проводящие переоценку, обязаны в дальнейшем проводить ее регулярно. Изменение стоимости и начисленной на дату амортизации производится с применением коэффициента, выведенного на основании сопоставления цен. НМА уникального характера (патенты, торговые марки и аналоги) не подлежат переоценке стоимости в связи с отсутствием сравнительных образцов.

Документальное оформление итогов проверки

В ходе описи комиссия должна проверить документы первичного учета, которые предоставили ответственные за это работники. По итогам инвентаризации НМА результаты фиксируют в итоговой описи. Данная опись должна быть включена в состав материалов инвентаризации.

Стоит выделить следующие особенности формирования описи:

  • заполнять опись разрешается как вручную, так и на компьютере; главным условием является проставление на документе оригинальных подписей;
  • нельзя пропускать сроки; строчки, оставшиеся пустыми, нужно перечеркнуть;
  • название объектов должно быть указано в той номенклатуре и тех единицах, которые приняты в учете;
  • каждый лист описи обязательно должен быть пронумерован;
  • на каждом листе должен быть подведен итог перечисленных объектов в натуральных единицах.

Сведения из описи применяют для сравнения со сведениями бухучета в специальной ведомости для установления расхождений и соответствий. Сличительная ведомость должна включать в себя информацию об отклонении показателей.

Инвентаризация НМА, документальное оформление нематериальных активов

Главным итоговым документом считается ведомость. Она формируется строго по образцу ИНВ-1А. И хоть и ведет ее зачастую всего один человек, подтвердить факт своего участия и согласия с указанными результатами должны все члены комиссии. И ответственные лица, разумеется, в том числе.

Но, как мы уже уточняли, есть и вторая ведомость, сличительная. Она инициируется не всегда, а лишь в тех случаях, когда наличествуют расхождения. Неучтенные ценности или, напротив, отсутствие таковых, когда они отмечены по бумагам. Ее форма звучит, как ИНВ-18.

Все полученные итоги направляются в бухгалтерию. Что примечательно, сейчас, а точнее, уже с 2013 года требование по строгому соблюдению формуляра упразднилось. Разумеется, много в каких компаниях выявленные в ходе инвентаризации излишки нематериальных активов (НМА) и их отражение показано все также в сличительной ведомости ИНВ-18. Но с внесением поправок фирмы вправе разработать свой персональный формуляр. И действовать по нему, отмечая документы собственным образом. Конечно, если вариация никак не противоречит законным нормам, установленным Минфином. В противном случае такой формуляр будет исключен и не принят во внимание.

Собственную же форму проще адаптировать к автоматизированной проверке. Которая в десятки раз превосходит ручную и по скорости, и по качеству. , предлагает различные решения программного характера. Они превратят процедуру в легкую задачу. С помощью адаптированных под все поправки Минфина мобильных приложений, сверка происходит намного проще, а фиксация отчета не требует долгой возни с бумагами и изучения отчетов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *