Дознание в системе службы судебных приставов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание в системе службы судебных приставов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

После подтверждения вины подозреваемого составляется обвинительный документ – это основное последствие следственных мероприятий. Официальная бумага утверждается руководителем территориального подразделения судебных приставов, после чего передается прокурору. Если это должностное лицо поддерживает выдвинутое обвинение, все материалы передаются в официальную инстанцию.

Права должностных лиц из отдела дознания

Получается, что судебный пристав-дознаватель — это такая «лайт-версия» следователя. Логично, что в целом у него есть те же права и полномочия:

  • Проводить следственные действия. Должностное лицо дознания ФССП может производить осмотр, выемку и обыск; проводить допрос подозреваемого, потерпевшего или свидетелей; назначать в ходе расследования экспертизы (с привлечением специалистов) и многое другое.
  • Принимать процессуальные решения. Например, отказывать в возбуждении дела или, наоборот, возбуждать его; впоследствии приостанавливать или прекращать дело; ходатайствовать перед прокурором об аресте подозреваемого; завершать расследование составлением обвинительного акта либо постановления.
  • Давать приставам-исполнителям различные поручения через общее руководство — чаще всего о приводе подозреваемого, если тот не горит желанием появиться в УФССП сам (обычно не горит).

Последствия проведения дознания

По результатам дознания суд выносит приговор, порождающий санкции, предписанные уголовным законодательством. К примеру, при злостном уклонении от алиментных платежей должник может столкнуться со штрафом, обязательными работами, условным, реальным сроком лишения свободы. Наличие судимости станет препятствием при устройстве на перспективную должность, создаст проблемы с репутацией.

Производство дознания органами Федеральной службы судебных приставов

В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ по преступлениям, предусмотренным ст. 157,177, ч. 1 ст. 294, 297, ч. 1 ст. 311, 312 и ст. 315 УК РФ дознание проводится органами ФССП России.

Исходя из объекта посягательства преступления в процессе исполнительного производства можно подразделить на три группы:

  • 1) объект состава преступления которых указывает на интересы личности как охраняемые уголовным законом и ставящиеся под угрозу причинения вреда совершением общественно опасного деяния;
  • 2) объект состава преступления которых указывает на интересы экономики как охраняемые уголовным законом и ставящиеся под угрозу причинения вреда совершением общественно опасного деяния;
  • 3) объект составов преступлений которых указывает на интересы государственной власти как охраняемые уголовным законом и ставящиеся под угрозу причинения вреда совершением общественно опасного деяния.

Стадия возбуждения уголовного дела составляет важную часть уголовно-процессуальной системы, является ее обязательным этапом, имеет свои границы, назначение, особый круг участников процесса. Началом стадии возбуждения уголовного дела служит поступление в уполномоченный орган власти (орган дознания, следствия) из предусмотренных законом источников сообщения о преступлении. Данное сообщение рассматривается, регистрируется и проверяется. Завершается данная стадия принятием одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

Согласно ст. 6 УПК РФ, стадия возбуждения уголовного дела, как и другие стадии уголовного судопроизводства, направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Анализ расследования уголовных дел, подследственных ФССП России, позволяет сделать следующие выводы:

  • возбуждение уголовных дел, подследственных органам дознания ФССП России, производится в соответствии с общим порядком уголовного судопроизводства (главы 19, 20 УПК РФ), но имеет свои особенности, связанные с исполнительным производством и деятельностью судебных приставов-исполнителей и приставов по ОУПДС;
  • среди поводов к возбуждению уголовных дел по преступлениям, отнесенным к подследственности органов дознания судебных приставов, наиболее распространенными являются сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, непосредственное обнаружение признаков преступления работниками службы судебных приставов;
  • основаниями возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 312 и 315 УК РФ, служат материалы исполнительного производства и предварительной проверки, собранные судебными приставами-исполнителями, а по ч. 1 ст. 294, ст. 297 и ч. 1 ст. 311 УК РФ — материалы, собранные в ходе обеспечения порядка деятельности судов;
  • процессуальные нарушения, допускаемые сотрудниками службы судебных приставов на этапе собирания материалов по признакам преступлений, отнесенных к подследственности ФССП России, приводят к утрате доказательственной базы, восполнить которую дознаватель не всегда может по объективным причинам (упущенное время, утрата персональных данных потенциальных свидетелей и очевидцев преступления и т.п.);
  • в ходе проверки сообщений о преступлении и расследовании преступлений в органах дознания ФССП России возникают проблемы, вызванные недостатками законодательного регулирования дознания, общие для всех органов дознания, а также специфические проблемы, обусловленные особенностями деятельности службы судебных приставов.
Читайте также:  На какие выплаты можно рассчитывать при увольнении?

Полагаем, что законодателю в целях обеспечения прав личности при расследовании уголовных дел необходимо привести в соответствие нормы ч. 1 ст. 144 УПК РФ и глав 24 — 27 УПК РФ, а также статей 49, 51 УПК РФ.

Дознавателям ФССП России в целях процессуальной экономии и быстрого достижения назначения уголовного судопроизводства при наличии соответствующих законных оснований и условий необходимо чаще использовать сокращенную форму расследования уголовных дел. Также законодателю следует продублировать положения ст. 160.1 УПК РФ в ст. 223 УПК РФ, а в ст. 40.2 УПК РФ предусмотреть обязанность начальника органа дознания осуществлять контроль за деятельностью дознавателя по обеспечению гражданского иска.

Представляется, что в Законе о судебных приставах необходимо предусмотреть соответствующую статью, регламентирующую процессуальные полномочия дознавателя ФССП России, и статью, регламентирующую полномочия начальника органа дознания ФССП России.

Как следует из информации, приведенной выше, достаточно много задач реализует дознаватель судебных приставов. Зарплата сотрудника, однако, не такая и высокая. Меньше всего везет, конечно, молодым специалистам. Их средний заработок редко превышает 15 тыс. р. В эту сумму включены должностной оклад, а также надбавки за специфические условия деятельности. Их величина составляет около 60% от ставки. Более опытные специалисты, руководство ФССП имеют больший доход. Надбавки к их окладу достигают 150%. Также при расчете во внимание принимается выслуга. Повышение зарплаты производится при присвоении очередного чина. Дополнением к з/п выступают премиальные выплаты. Их величина устанавливается в соответствии с действующей в конкретном регионе системой поощрения. Кроме этого, размер премиальных выплат зависит и от количества дел, успешно разрешенных сотрудником. В целом средний заработок дознавателей по стране находится в пределах 12-22 тыс. р. В настоящее время на государственном уровне разрабатываются программы по повышению престижа работы в ФССП. Для этого устанавливаются дополнительные выплаты, льготы и пр. При этом повышаются и требования к кандидатам на должность дознавателя. В первую очередь граждане, желающие работать в ФССП, должны иметь соответствующее образование. Немаловажное значение имеет и физическое, а также психическое состояние человека.

Дознаватели территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, входящих в Центральный Федеральный округ повышают профессиональный уровень и делятся опытом работы

В учебно-методическом центре при УФССП России по Тверской области с 31 января по 04 февраля 2011 года состоялся учебно-методический сбор по организации дознания и административной практики, в котором прошли профессиональную подготовку дознаватели районных (межрайонных) отделов из 18 территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Центрального Федерального округа.

Во время сбора особое внимание уделено процессу дознания с учетом сложившейся прокурорской, судебной практики, а также практики производства дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России, владению навыками по правильному оформлению и составлению процессуальных документов при принятии, регистрации и проверке заявлений и сообщений о преступлениях, при производстве неотложных следственных действий, производству по делам об административных правонарушениях.

В ходе проведения занятий участники поделились своим опытом по организации взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей, особенностям выявления административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.14, 17.15, 20.25, практике выявления и расследования преступлений подследственных ФССП России, проблемным вопросам возникающим при расследовании и путях их решения.

Во время учебного сбора обсуждены вопросы о процессуальном порядке документирования противоправных действий виновных лиц при совершении преступления, обыска, выемки, допроса подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, о назначении и видах экспертиз, основаниях и процессуальном порядке окончания дознания составлением обвинительного акта.

Слушатели высоко оценили уровень профессионального мастерства всех специалистов, проводивших занятия, и организацию учебного сбора.

Институт дознания судебных приставов в России: возникновение, функционирование, проблемы, противоречия и перспективы развития

Институт дознания судебных приставов на Руси своими корнями уходит в глубокую историю. Издревле исполнением судебных решений занимались отроки, мечники и детские «Русской Правды», приставы, подвойские судных грамот и. княжеского Судебника. Они осуществляли розыск ответчика, его имущества, вызывали в суд его и свидетелей, производили по определению суда различные взыскания, применяли физическую силу в отношении недобросовестного должника, то есть во многих случаях производили расследование в форме дознания (упрощенной форме). В конце XVII века эти должности были упразднены, и практически единственным органом расследования по делам принудительного исполнения стала общая полиция.

Исполнение связано с определенным порядком, процедурой. Так, под «исполнительным производством именуется порядок принудительной реализации постановлений (решений, определений, приговоров) юрисдикционных органов, направленных на восстановление или защиту нарушенных гражданских прав. Исполнение — это совершение тех или иных конкретных действий в интересах определенного лица».

По «Русской Правде» можно судить, что деятельность судебных приставов того времени считалась очень значимой, так как на Руси за совершение преступления предусматривалось два основных наказания: денежный штраф или смертная казнь. Причем 90% санкций содержали указание на штрафы .

О том, что проблема взыскания кредиторами долгов существовала на Руси уже давно, говорит и Псковская Судная Грамота. Анализируя текст Псковской. Грамоты, которая была принята в XVI веке, невольно приходишь к выводу, что приезд пристава с целью производства обыска в дом должника был настоящим бедствием для последнего: «А который человек с приставом придет на двор татя изымать и татбы искать, или длъжника имать (для ареста вора или для розыска по делам в воровстве, или для ареста должника), а жонка в то время детя выверже (ребенка выкенет), да пристава учнет головшиной окладати, или истца (станет обвинять пристава или истца в убийстве), ино в том головшины нет (то это убийством не считается)».

Читайте также:  Срок возврата налогового вычета: когда налоговая должна перечислить деньги

О суровости и жестокости исполнительного производства на Руси, о роли в нем пристава можно судить и по свидетельствам иностранных очевидцев. Английский посол Г. Флетчер, который был направлен королевой Елизаветой І в Россию в 1788-1789 годах, свидетельствовал: «Судебные решения в Московии приводятся в исполнение приставами — низшими служащими суда, отличающимися своей жестокостью и безжалостностью. Если после года нахождения на правеже должник не мог уплатить требуемую сумму, то он должен был продать свою жену и детей в течение года или сразу же, чтобы собрать необходимую сумму для уплаты долга» . То есть, принудительные меры в основном были направлены на личность должника. Экономический эффект достигался непосредственно лишь при продаже должника в рабство или при принудительной отработке долга.

Судебник 1497 года и Соборное Уложение 1649 года изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних, поэтому престиж исполнителей судебных решений упал. Эта тенденция сохранялась до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции.

В 1782 году была реформирована городская полиция. К ее ведению отошло исполнение функций урядников (приставов): «В каждой части города определяется частный пристав… Частный пристав имеет попечение об исполнении изданных узаконений»1. В 1786 году урядников разделили на полицейских приставов, исполняющих решения судов, и становых приставов-охранников. После учреждения Министерств исполнительную полицию (полицейских приставов) отнесли к Министерству полиции (Главное управление исполнительной полиции), становых: приставов — к Министерству юстиции.

Производя дознание по вопросам принудительного исполнения, все нужные сведения полиция собирала посредством розыска, словесных расспросов и негласного наблюдения. Дознание того времени выступало в виде административной деятельности, то есть «предварительное административное расследование»2. Акты дознания не имели никакого доказательственного значения за исключением тех случаев, когда судебный следователь не мог своевременно прибыть на место происшествия, а угроза утраты следов преступления была вполне реальной. В подобной ситуации полиция заменяла судебного следователя и производила ряд: следственных действий, не терпящих отлагательства: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки. Однако допрашивать свидетелей или подозреваемых разрешалось в исключительных случаях, когда кто-либо из них был тяжело болен, и мог умереть до прибытия судебного следователя. И теория, и практика того времени исходили из того, что дознание «не обставлено никакими формальностями, не имеет судебного характера и всегда должно быть производством тайным. Быстрота действий, негласность и способность к обнаружению признаков преступного деяния — вот качества, которые требуются от органов дознания» .

В конце XVIII — начале XIX века судебный процесс, как уголовный, так и; гражданский не претерпел существенных изменений со времен Судебников 1497 и 1649 года, но накануне судебной реформы 1864 года даже дворянство и зарождавшаяся буржуазия открыто высказывали недовольство медленностью и сложностью судопроизводства, взяточничеством чиновников».

В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, а также выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознавателями органов ФССП России производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ.

Орган дознания возглавляет начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5).

Полномочия начальника органа дознания

Полномочия начальника органа дознания в ФССП России реализуют [748] :

• заместитель директора ФССП России — заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, координирующий деятельность Управления организации дознания и административной практики и курирующий организацию работы по производству дознания в ФССП России, — при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания Управлением организации дознания и административной практики ФССП России;

• руководители территориальных органов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, координирующие деятельность отделов организации дознания и административной практики и курирующие организацию работы по производству дознания в территориальных органах ФССП России, — при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания в территориальных органах ФССП России;

• начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности, — при проверке сообщения о преступлении и производстве дознания в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.

Начальник органа дознания осуществляет общее руководство и процессуальный контроль при проведении проверок сообщений о преступлениях, в ходе производства дознания и при его окончании, а также организует регистрацию, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях, расследование уголовных дел. Так, например, начальник органа дознания по мотивированному ходатайству дознавателя продлевает до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ); выносит постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ч. 1 ст. 158.1 УПК РФ); утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ) [749] . Указания начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору. Следует иметь в виду, что обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Читайте также:  Выделение доли ребенку при покупке и продаже квартиры

Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Обеспечение безопасности

На основании Методических рекомендаций, к проведению следственных действий может быть привлечен судебный пристав. В его задачи входит обеспечение безопасности. В качестве основания для привлечения сотрудника выступает поручение. Оно подается старшему приставу не позже трех дней до выполнения следственного мероприятия. В ряде случаев требуется проведение неотложного действия. В этих ситуациях поручение подается в день его осуществления и рассматривается старшим приставом незамедлительно. В рамках обеспечения безопасности сотрудники:

  1. Пресекают вмешательство посторонних субъектов в процесс.
  2. Находятся на местах, установленных старшим.
  3. Осуществляют постоянное наблюдение за участниками мероприятия.

При нарушении порядка составляется протокол. Его оформляет судебный пристав.

Запрос о юридическом содействии

В ряде случаев дознавателю может требоваться правовая помощь. Для ее получения он формирует запрос. В нем указываются:

  1. Название органа, от которого направляется просьба.
  2. Наименование и адрес структуры, в которую посылается запрос.
  3. Сведения об уголовном деле. В частности, указывается его наименование, номер.
  4. Характер запроса.
  5. Информация о субъектах, которым направлена просьба. В частности, указываются, кроме Ф.И.О., место и дата рождения, гражданство, род деятельности, адрес проживания/пребывания.
  6. Описание обстоятельств, подлежащих выяснению, перечень запрашиваемых бумаг, вещественных и прочих доказательств.
  7. Информация о фактах, относящихся к совершенному деянию, квалификации преступления.
  8. Текст соответствующей нормы УК, данные о величине вреда (при необходимости).

Дознаватель ФССП осужден за попытку нажиться на неуважении к суду

В декабре 2022 года в производстве дознавателя Целинного районного отдела УФССП по Курганской области Александра Нагорного находились материалы проверки в отношении жительницы Челябинска, по результатам рассмотрения которых он должен был решить вопрос о наличии либо отсутствии в ее действиях состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.297 УК РФ (неуважение к суду). Однако, он не регистрируя материал в установленном законом порядке, 17 декабря 2022 года позвонил женщине и незаконно потребовал от нее передать ему деньги за принятие процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Курганский областной суд признал Александра Нагорного виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество с использованием своего служебного положения). Нагорному назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В кассационный срок прокуратурой области будет решен вопрос о законности вынесенного приговора.

Важный нюанс

Согласно все той же 40 статье УПК, указания начальника дознавательного отдела должны оформляться письменно и передаваться подчиненным. Дознаватель же должен выполнять их неукоснительно. Помимо этого, он вправе обжаловать распоряжение прокурору или вышестоящим структурам. Но подача такого заявления не останавливает выполнение приказа. Работник имеет право предоставить начальнику или прокурору материалы дела и свои возражения на полученные распоряжения, оформленные в письменном виде.

Полномочия дознавателя

Начальник отдела возлагает на сотрудников определенные полномочия. Задания, выполняемые работником, имеют отличия от реализуемых судебным приставом. Обязанности дознавателя определены в его должностной инструкции, согласно которой он вправе самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные мероприятия и принимать решения. Исключением являются случаи, когда для этого нужно согласие прокурора, начальника или инстанции, которая рассматривает дело по существу.

СПРАВКА! Помимо этого, дознаватель федеральной службы судебных приставов вправе выполнять другие функции, описанные законодательством.

Органы дознания в исполнительном производстве

В принципе, судебное решение – это повод открыть исполнительное производство. Основой рассмотрения дела будет выступать факт нарушения установленных законодательных норм. Судебный пристав имеет полномочия, способные взыскивать средства с человека, о котором имеется какая-то информация. Дознаватель-пристав занимается вопросами поиска информации о том человеке, который злостно нарушает свои материальные обязанности. Таким образом, становится понятно, что в настоящий момент очень важно, чтобы деятельность ФССП, была нормированной, и главной целью данной деятельности выступает поиск информации о должнике и применение данной информации для обеспечения исполнения производства. Другими словами, дознаватель в исполнительном производстве будет заниматься вопросом поиска данных по поводу местонахождения должника и его имущества. Благодаря такой структуре строения исполнительной власти, формируется возможность обеспечения исполнения судебных решений. Судебные же приставы берут на себя обязанность производить процесс взыскания, описи и конфискации имущества должника. То есть, фактически, они осуществляют все действия, направленные на устранение долга.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *